Сайт Юрия Михеда (a.k.a. juras14)

Европа 2014, ч. 3. Гаага

Южная Голландия, Нидерланды, август 2014
Google Карты, Яндекс.Карты

Раньше я говорил, что у меня во всём мире есть любимые города. Теперь можно с уверенностью сказать, что понравиться может не только город, но и целая страна. Если бы у меня была возможность выбрать, где родиться, я бы без раздумий сказал, что хочу родиться в Нидерландах. Страны, где было бы настолько хорошо, во всём мире можно пересчитать по пальцам.

В Нидерландах мы планировали осмотреть только Амстердам, но там не удалось найти жильё (напомню, что ездили мы по каучсёрфингу). Вместо этого мы получили приглашение из Гааги (нид. Den Haag, англ. The Hague) — города, имя которого в нашей стране употребляют только в печальном для нас контексте, когда говорят о нарушении в России прав человека. Что же представляет из себя сам город, не знает почти никто. Здесь мы провели 3 ночи у совершенно офигенного чувака по имени Маартен, отлично потусив и пообщавшись с ним и его друзьями.

Лучшее слово, подходящее для описания Нидерландов, это продуманность. Здесь всё продумано и оптимизировано так, что не возникает сомнения, что к решению вопроса подошли научно, со знанием дела и опытом. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на дизайн городской среды.

Улица Гааги

 

Улицы устроены таким образом, чтобы находящимся на них людям было удобно и безопасно. Вездесущая разметка, пандусы, качественная и аккуратная плитка, светофоры, ограничители, разделение потоков, и просто хорошо продуманная организация дорожного движения. Всё сделано таким образом, чтобы максимально понизить саму возможность того, что где-то произойдёт ДТП (когда я здесь ездил, у меня постоянно возникала мысль о том, что здесь, чтобы сбить пешехода, или в кого-то врезаться, нужно очень постараться). Ежегодная смертность на дорогах составляет менее 3,8 человек на 100 000 населения в год, и продолжает падать. Для сравнения, в России этот показатель составляет аж 18,8 человек на каждые 100 000, то есть почти в 5 раз выше.

Перекрёсток

 

Как и в Бельгии, на тихих улицах пешеходные переходы приподняты над уровнем дороги, и хорошо обозначены.

Жилая улица

 

Иногда встречаются светофоры с нижней секцией.

Светофоры

 

Основным видом городского транспорта является велосипед, который уже давно стал одним из символов страны. Тысячи велосипедов.

Старый город

 

На велосипеде можно проехать где угодно в городе, да и между городами, если у вас есть желание — для этого есть вся инфраструктура.

Велосипеды

 

Любая улица, помимо проезжей части и тротуара, всегда имеет отдельную велосипедную дорожку (изредка по ней ездят на мопедах).

Велосипедные дорожки

 

Помимо великов, очень хорошо развит общественный транспорт, особенно трамваи.

Трамваи

 

Вагоны очень разнообразные, как в Сан-Франциско. Одна поездка на общественном транспорте стоит 3 евро (билет действителен и для пересадок в течение часа с момента первого использования), дневной билет — 6,50 евро, конечно, есть месячные абонементы. Детям и студентам предоставляется скидка в 40%.

Трамвай

Старый трамвай в центре

 

Часть линий проходит под землёй. Все подземные станции снабжены эскалаторами и лифтами, чтобы люди с ограниченной мобильностью не чувствовали неудобств. Сканирование билета осуществляется при посадке. Если вас поймают без билета, надо будет уплатить штраф около 40 евро. Автобусы и трамваи ходят часто, на них можно добраться в любой конец города.

Подземная станция

 

По некоторым линиям ездят также и автобусы, а вот проезд автомобилей по таким дорогам ограничен специальными заборчиками. Автобус и трамвай, подъезжая, передают воротам радиосигнал, который их открывает. Автомобили проехать не могут.

Турникеты

 

Столбики устанавливаются на всех улицах, где проезд разрешён только некоторым автомобилям (например, городских служб). Столбики также контролируются радиосигналом. Проскочить за другой машиной не удастся — столбик поднимается очень быстро и причинит автомобилю нарушителя сильные повреждения.

Столбик

 

Стоянки в центре везде платные, а местные жители покупают специальный годовой абонемент, который стоит 36 евро за первую машину, и 420 евро (это не опечатка, четыреста двадцать) за каждую дополнительную. Знак заботливо напоминает водителям, как избежать воровства — «машину закрой, ценности забери».

Знаки парковки

 

Сбор мусора везде осуществляется раздельно.

Мусорницы

 

Очень распространены подземные контейнеры — хранилище мусора находится под землёй, и поэтому не создаёт плохого запаха и не привлекает крыс, птиц и насекомых. Выемка мусора осуществяется специальной машиной.

Мусорницы

 

Большинство зданий, как старых, так и новых, построены из не покрытого извёсткой бурого кирпича. Любопытно, раньше я думал, что это особенность Северной Америки, но оказывается, это характерно для всей северо-западной Европы, включая Скандинавию и Британию. В южной половине (романских странах) дома обычно покрывали извёсткой. Не знаю, насколько верное это моё наблюдение, и почему так сложилось, но смею предположить, что на севере белить дома было менее практичным из-за более холодного и пасмурного климата, из-за которого побеленный дом быстрее облезал.

Кирпичные дома

Кирпич

 

Буроватый цвет на улицах преобладает.

 

А вот почтовые ящики — оранжевые. Оранжевый является династическим цветом Оранской династии, к которой принадлежат и сегодняшняя королева Нидерландов Беатрикс. Само название «Оранский» (Oranje) дословно переводится как «оранжевый», и идёт от родоначальника династии Виллема Оранского (Willem van Oranje), который был одним из лидеров Нидерландской буржуазной революции XVI века, в результате которой образовалось первое голландское государство (Республика Семи Объединённых Нижних Земель) со столицей в Гааге, отвоевавшее независимость у Испании. До конца 18 века верхняя полоса флага Нидерландов также была оранжевой, а сегодня этот цвет стал национальным — например, форму этого цвета носит нидерландская сборная по футболу.

Нидерландский почтовый ящик

 

Уличный телефон.

Телефон

 

Остановка автобуса.

Остановка

 

На знаке «пешеходная зона» мужчина ведёт мальчика. Это показалось мне интересным, когда в других странах встретились такие же знаки, но с другой половой и возрастной принадлежностью изображённых на них человечков.

Знак пешеходной зоны

 

Знак «осторожно, дети» довольно необычен.

Осторожно, дети

 

Прямо в жилом районе — мини-зоопарк.

Животные

 

Дворовая площадка. Всё очень аккуратно.

Площадка

 

Аллея с интересными инсталляциями. Любители футбола оценят памятник Зидану и Матерацци, а мне больше понравился гигантский пластиковый стол.

Инсталляции

 

Полицейский автомобиль.

Полиция

 

Чайна-таун, как же без него.

Чайна-таун

 

В Гааге, как и в Амстердаме, тоже есть каналы, хотя их далеко не так много.

Канал

 

Город является столицей провинции Южная Голландия, и де-факто — столицей Нидерландов. Хотя главным городом страны, согласно конституции, считается Амстердам, всё правительство находится здесь. На фотографии ниже изображён Бинненхоф — комплекс правительственных зданий, где находится парламент (Генеральные штаты, Staten-Generaal, впервые созванные в 1463 году) и резиденция премьер-министра. В Гааге живёт королева, расположен Верховный суд и Государственный совет Нидерландов. Здесь расположены все посольства, а также находятся крупнейшие международные суды — Международный суд ООН, Международный уголовный суд, Международный арбитражный суд, и другие (история показывает, что рано или поздно всякие «собиратели славянских земель» неизбежно попадают сюда — это я о Милошевиче, а вы про кого подумали?).

Бинненхоф

 

«Какой герой, ла-ла-ла-ла» — гласит надпись на плакате на станции подземного трамвая. Напомню, что эта поездка проходила лишь спустя месяц после того, как был сбит самолёт Малазийских авиалиний, большинство пассажиров которого были гражданами Нидерландов. Здесь (как и везде за пределами России) никто даже не сомневается, что это было делом рук боевиков из «Донецкой народной республики».

Путин

 

Но как бы вы не относились в политике, этот город не сможет вам не понравиться.

Памятник

Центр

Центр

Улица

Высотки

Небоскрёбы Гааги

Улица с трамвайными путями

Окраина

 

В Гааге мы провели целых три ночи, и это была одна из самых интересных частей поездки, поскольку довелось много и на разные темы общаться с голландцами. В Нидерландах абсолютно все свободно владеют английским, поэтому языковой барьер при общении с ними полностью отсутствует. На фото внизу: наш хост Маартен — справа, слева — Оля, один из двух организаторов нашей поездки, в центре — второй организатор, он же ваш автор, латентно замышляющий очередное маньячество). Помимо пятерых нас, во время нашего пребывания в его студенческой квартире уместилась молодая пара каучсёрферов из США, а также двое его подруг, что были у него в гостах. В один из вечеров мы с ними, а также с другими друзьями Маартена, сходили в город потусить.

 

С Маартеном и его подругами я много беседовал, поскольку они оказались людьми очень умными и продвинутыми. Они много рассказали о жизни в Нидерландах, где мне особенно понравилось то, как устроено их образование.

Голландские дети идут в начальную школу в 4 года (хотя первый год обучения — не обязателен) и учатся там до 12 лет. Это базовое образование, которое одинаково для всех. К концу начальной школы дети проходят тесты, которые обязаны определить их уровень образовательных способностей и интеллекта. На основе результатов этих тестов ученикам и родителям рекомендуют один из трёх уровней средней школы. Около 60% всех учеников обучаются на первом, самом простом уровне (vmbo), обучение на котором длится до 16 лет, ещё 35% — на втором (havo) и оставшиеся 5% самых умных — на третьем, самом сложном (vwo). На двух высших уровнях среднее образование длится до 18 лет. Часть образования ведётся на английском, благодаря чему все голландцы говорят на нём практически без акцента (точнее, с акцентом — американским).

Выбор уровня для ученика носит характер рекомендации, и если ученик с ней не согласен, он может попытаться пойти на другой уровень, и там испытать свои возможности. Смена уровня допускается — если ученик не справляется с более высоким уровнем из-за недостаточных способностей или мотивации, он может перейти на более низкий. И наоборот, если потенциал ученика был недооценен из-за его незрелости и недостаточной мотивации к учёбе, а потом раскрылся, ему порекомендуют перейти на более сложный уровень. Надо отметить, что каждый уровень сам по себе разделён ещё на несколько, которые тоже отличаются по сложности и характеру задач, к которым готовят школьника.

После окончания средней школы (16 или 18 лет), практически все молодые люди продолжают обучение. Большинство учеников с дипломами vmbo («низшего уровня») поступают на mbo (профессионально-техническое образование), которое длится от 1 до 4 лет. По его окончании они могут начать искать работу или попытаться получить высшее образование (hbo) в университете, где обучаться нужно от 4 до 6 лет. Ученики «второго» уровня (havo) сразу начинают с высшего образования, и для них оно длится около 3 лет, потому что многие предметы они изучают ещё в средней школе, а после окончания университета могут поступить в магистратуру. Что касается выпускников «высшего» уровня, то они обычно получают высшее образование по программе wo, которая преподаётся только в небольшом количестве университетов и готовит будущих учёных, и в которую магистратура, как правило, уже включена.

Голландская система образования считается одной из лучших в мире, занимая 8 место в общемировом рейтинге (по состоянию на 2014 год). Как видите, здесь отлично применён принцип оптимизации, когда каждого «образовывают» по его способностям (мне это даже чем-то напомнило «Дивный новый мир» Хаксли). Ведь пытаться обучить будущего столяра высшей математике это бесполезная трата времени и денег, как и прививание будущему учёному навыков изготовления табуреток.

Как рассказали мне девушки, в нидерландской школе при обучении постоянно учат критическому мышлению, объясняют, что любую информацию нужно подвергать сомнению, необходимо всегда рассматривать все стороны вопроса и уметь признавать свои ошибки. Жаль, что россиян ничему этому не учат.

Я рассказывал им о России, им было интересно узнать, что российский флаг был основан на флаге Нидерландов, Петербург строился по образу Амстердама, а бо́́льшая часть русской морской лексики заимствована из голландского (проводя свои европейские реформы, Пётр I дважды был в Нидерландах, и многое оттуда перенял). Конечно, не обошлось и без обсуждения текущей политической ситуации. По их словам, все этнические трения в восточной Европе им совершенно непонятны, а в Нидерландах, например, любая попытка ограничить свободы (слова, волеизъявления, информации) наткнулась бы на жёсткое сопротивление, поскольку эти ценности считаются там основополагающими. В то же время мы говорили и о влиянии пропаганды на массы, равно как и их психологию, про то, что даже самое продвинутое общество может под действием ряда факторов прийти к авторитаризму и диктатуре (одна из девушек вспомнила о моём любимом немецком фильме «Die Welle» / «Эксперимент 2. Волна»). В общем, было очень интересно.

Нидерландское общество очень открытое и очень терпимое по отношению к тем, кто чем-то отличается, а также является одним из наименее религиозных в мире — лишь треть населения верит во что-то сверхъестественное, и лишь 5% активно практикуют религию. Религия считается здесь сугубо личным вопросом, который не принято демонстрировать на публике. Люди в целом очень приветливые и доброжелательные, и часто улыбаются (во Франции или Германии, например, это проявляется в гораздо меньшей степени). Уровень преступности с каждым годом падает, так что правительству приходится даже закрывать тюрьмы из-за их плохой заполненности (притом что тюрьма в Нидерландах скорее похожа на пансионат, чем на место отбывания наказания).

В то же время голландцы свою страну тоже критикуют и говорят, что у них есть море проблем. Маартен сказал интересную вещь — во всей этой продуманности есть и недостаток, ведь это делает жизнь слишком простой и скучной.

Маартен жил в студенческом общежитии. Квартира в общаге имела две комнаты (во второй жил чувак, который во время нашего визита куда-то уехал), кухню и туалет с душем. Помимо всех этих удобств общага была оборудована холлом (на фото) и задним двором, где можно разводить костёр.

Общага

 

* * *

Гаага располагается на берегу Северного моря, входящего в акваторию Атлантического океана. Здесь есть большой пляж, на котором множество людей занимается сёрфингом (как вы помните, западное побережье = хорошие волны).

Сёрферы

 

Сёрферы, каменные волнорезы слева, и вот такой развлекательный пирс... Иногда на свете встречаются места, очень похожие друг на друга. Мне стало грустно — этот пляж напомнил мне Санта-Монику, ту, в которую я не вернусь уже никогда.

Пирс

 

Холодный ветер пробирал до костей и гнал по берегу позёмку из песка — с Атлантики пришёл циклон, принёсший холод и дожди.

Закат над Северным морем