Сайт Юрия Михеда (a.k.a. juras14)

Метро Копенгагена

Ховедстаден (Столичный регион), Дания, ноябрь 2015
Google Карты, Яндекс.Карты

Копенгагенское метро — одно из самых молодых в мире. Первая линия, состоящая из 9 станций, начала работу в октябре 2002 года. Благодаря тому, что система была построена с нуля уже в наше время (строительство началось в конце девяностых), в ней было реализовано множество различных современных высокотехнологических решений, невозможных на давно существующих системах. На международной конференции по метрополитену 2008 года копенгагенская подземка была признана лучшей в мире.

Метро работает в полностью автономном режиме. Машинистов в поездах нет, они управляется автоматизированной системой управления поездами (ATC), которая исключает возможность человеческой ошибки, точно контролирует расстояние между поездами, их торможение и ускорение, переводы стрелок, действия составов в случае внештатных ситуаций (например, попадания на рельсы препятствия). Электропитание, вентиляция и охранные системы также автономны.

Поезда копенгагенского метро

 

Головной вагон поезда. Можно сидеть у лобового стекла и смотреть вперёд.

Вид из вагона

 

Контроль за всей системой осуществляется из центра управления и техобслуживания, где находятся депо, ангары и пункт управления. Смена состоит из 5 операторов, следящих за работой метрополитена при помощи мониторов, и готовых во внештатной ситуации вмешаться в её работу.

Составы

 

Каждый состав имеет по три вагона. Поезда производятся итальянской фирмой AnsaldoBreda. Ширина колеи составляет 1,435 метра. Все вагоны делаются из негорящих материалов.

Поезд копенгагенского метро

 

Возле станций — обширные велосипедные стоянки.

Велосипедные стоянки

Велосипедные стоянки

 

Кто не хочет держать велосипед на улице, может за дополнительную плату оставлять его в специальных помещениях на станции. Оплата списывается прямо с проездного, который подносится к терминалу.

Подземная велостоянка на станции

 

Продажа билетов также автоматизирована. Заплатить за них можно только при помощи банковской карты (наличность не принимается), так что удостоверьтесь, что помните свой пин-код. Стоимость билетов варьируется в зависимости от зон, на которые разбита система. Билеты очень дорогие: одноразовая поездка для взрослого в пределах одной или двух зон стоит 24 кроны На тот день —
EUR 3,22 €
RUB 226,28 ₽
UAH 85,84 ₴
BYR 62 102 Br
USD 3,41 $
, а в пределах трёх (например, из аэропорта в центр) — 36 крон На тот день —
EUR 4,82 €
RUB 339,42 ₽
UAH 128,77 ₴
BYR 93 153 Br
USD 5,11 $
, на все 4 — 108 крон На тот день —
EUR 14,47 €
RUB 1 018 ₽
UAH 386,30 ₴
BYR 279 459 Br
USD 15,33 $
. Одноразовый билет действителен в течение часа с момента покупки. Если вы едете с собакой или с велосипедом, для них также нужен отдельный билет (провоз велосипеда в часы пик запрещён, кроме летних месяцев). Билет для собаки стоит столько же, сколько детский, и нужен лишь в том случае, если собака большая и её нельзя держать на руках.

Туристу выгоднее всего купить так называемый CityPass, который даёт право на безлимитный проезд в пределах зон 1—4, а также неограниченный проезд в других видах общественного транспорта. Однодневный (24 часа) CityPass стоит 80 крон На тот день —
EUR 10,72 €
RUB 754,28 ₽
UAH 286,15 ₴
BYR 207 007 Br
USD 11,36 $
, 3-дневный — 200 На тот день —
EUR 26,80 €
RUB 1 886 ₽
UAH 715,37 ₴
BYR 517 517 Br
USD 28,40 $
. Другие варианты — Flexcard (недельный пропуск на транспорт, от 33 На тот день —
RUB 2 322 ₽
UAH 829,71 ₴
BYR 639 210 Br
USD 34,96 $
до 90 евро На тот день —
RUB 6 332 ₽
UAH 2 263 ₴
BYR 1,74 млн. Br
USD 95,34 $
, и Copenhagen Card, по которой можно также посещать большинство музеев и достопримечательностей города, получать скидки в некоторых магазинах и ресторанах — от 51 евро На тот день —
RUB 3 588 ₽
UAH 1 282 ₴
BYR 987 870 Br
USD 54,03 $
евро за однодневную карту, до 113 евро На тот день —
RUB 7 950 ₽
UAH 2 841 ₴
BYR 2,19 млн. Br
USD 119,71 $
за 5-дневную).

Терминал по продаже билетов

 

Для тех, кто ездит на регулярной основе, существуют различные виды проездных, например, неограниченные или на большее количество поездок (поездки по электронным билетам обходятся гораздо дешевле, чем по одноразовым бумажным). Пассажир подносит электронный билет к входному терминалу (check-ind), когда входит в метрополитен. Если этого не сделать, билет не активируется, пассажир считается безбилетником и может получить штраф.

Входной терминал

 

Приехав на нужную станцию, пассажир снова сканирует билет у выходного терминала (check-ud). Таким образом, деньги за проезд автоматически списываются в зависимости от количества пересечённых зон (и поездка на соседнюю станцию будет дешевле, чем в другой конец города). Если пассажир не просканировал билет на выходе, сумма за проезд списывается за максимально большое количество зон, поэтому лучше не забывать это сделать.

Выходные терминалы и валидаторы

На станциях также стоят валидаторы одноразовых бумажных билетов, работающих таким же образом, как и в системах U-Bahn в Германии (на билет ставятся дата и время валидации, ездить можно в течение часа. Билет без даты, либо с истёкшим сроком считается недействительным и за него выдают штраф). Турникетов в копенгагенском метро нет. За оплатой проезда следят контролёры, причём если в городах Германии я не встретил их ни разу, то здесь они мне встречались почти в каждой поездке. Штраф за безбилетный проезд составляет 750 крон На тот день —
EUR 100,52 €
RUB 7 071 ₽
UAH 2 683 ₴
BYR 1,94 млн. Br
USD 106,49 $
. Судя по рассказам в интернете, вас оштрафуют даже в том случае, если вы по ошибке купили билет на меньшее количество зон (это самая распространённая жалоба иностранных туристов, побывавших в Дании), так что изучайте правила внимательно и не рискуйте ради халявы, это не окупается.

Все станции снабжены эскалаторами и лифтами, чтобы метрополитеном могли пользоваться маломобильные пассажиры.

Станция

 

Чтобы пассажир не упал на пути, они отделены от станции автоматическими дверями, которые открываются только тогда, когда подходит поезд. На каждой двери висит отдельный входной сканер, чтобы пассажир, не просканировавший билет на входе в станцию, мог также сделать это здесь. Разметка на полу показывает, что входящим надо стоять с краю, чтобы не мешать выходящим (примерно как это делается в московском метро). Пол у дверей выложен тактильной плиткой, чтобы их могли найти слепые пассажиры.

Посадка на поезд

 

Состав внутри.

Поезд внутри

 

В центре города линии идут под землёй, на окраинах — по эстакадам или просто по земле. Поезда очень тихие, стука почти не слышно, даже если они идут совсем рядом. Подземные перегоны залегают несколько глубже станций. Таким образом рельсы, отходя от станции, идут с небольшим уклоном вниз. Это позволяет экономить энергию, поскольку поезд дополнительно разгоняется благодаря тому, что катится под горку. При подходе же к станции поезд идёт слегка вверх, из-за этого замедляясь, что позволяет уменьшить износ тормозов.

Пути

 

Во время моего пребывания практически все городские площади были закрыты и перегорожены.

Строительство метро

 

Причина — строительство новых линий. В настоящее время работают только две линии, обозначенные на схеме жёлтым и зелёным цветами. Они ведут с северо-запада на юг, разделяясь в центре города, после чего одна идёт в аэропорт, вторая — вдоль западной окраины Каструпа. В процессе строительства — красная кольцевая и синяя линии (их планируют открыть в 2018 году). На заборах развешаны плакаты, извиняющиеся за неудобства, и показывающие, ради чего их следует потерпеть (после завершения передвижение по городу будет гораздо быстрее). Метрополитен спроектирован таким образом, чтобы удобно сочетаться с пригородными электричками.

Будущая схема линий

 

Метро работает круглосуточно, хотя ночью поезда идут реже. В автоматическом режиме проводится даже внешняя мойка вагонов. Для этого поезд на регулярной основе выводится из рабочей зоны и перегоняется в депо. Вагоны, которым нужно специальное обслуживание, могут быть выведены из системы в ручном режиме. Раз в два месяца метрополитен закрывается на ночь — с воскресения по четверг с 1 часу ночи до 5 утра система не работает, поскольку в ней проводятся технические работы.