Сайт Юрия Михеда (a.k.a. juras14)

Сочи

Краснодарский край, Россия, май 2016
Google Карты, Яндекс.Карты

Название «Сочи» может употребляться в двух значениях. В узком, местном смысле это только сам город. В более широком смысле слово обозначает всю сочинскую агломерацию (так называемый «Большой Сочи», который включает Сочи, Адлер (где сочинский аэропорт и олимпийская деревня), Красную поляну (где разные горнолыжные курорты, в том числе Роза Хутор), все прочие посёлки в округе и всё побережье до самого Туапсе. Как правило, внутри агломерации слово «Сочи» используется в первом значении, а вне её — во втором. На карте это выглядит так:

Карта Сочи:

 

Рассказ я начну с «малого» Сочи. В целом он выглядит так. Рядом протекает одноимённая река, которую на фотографии видно слева.

Сочи с квадрокоптера

 

Сочи стоит на берегу Чёрного моря. Это был единственный раз за всю поездку, когда я запускал квадрокоптер — повышенные из-за саммита АСЕАН меры безопасности полётам не способствовали.

Сочи с квадрокоптера

 

На звание столицы, даже южной, Сочи не тянет — он достаточно небольшой (367 тысяч человек), его центральную часть можно осмотреть за пару часов.

Вид Сочи

 

Узнаваемыми зданиями являются два вокзала — старый морской и железнодорожный. Оба построены в стиле «сталинской эклектики», хотя уже после смерти диктатора — в 1955 и 1956 году соответственно (т. е. до начала борьбы с излишествами в архитектуре). Морской вокзал похож на уменьшенную копию здания адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Старый морской вокзал Сочи

 

Прямо перед этим вокзалом снимали сцену из «Бриллиантовой руки», где персонаж Юрия Никулина отправляется в круиз. Недалеко установлены скульптуры героев фильма.

Памятники «Бриллиантовой руке»

 

Железнодорожный вокзал. Станция считается промежуточной, все поезда хотя здесь и останавливаются, но идут до Адлера.

Железнодорожный вокзал Сочи

 

В остальном в архитектурном плане Сочи похвастаться практически нечем.

Сочинская архитектура

 

Время от времени встречаются хорошо отреставрированные постройки сталинских и раннехрущёвских времён. Поскольку город был всесоюзным курортом, а недалеко находилась дача Сталина, оформление у них достаточно роскошное, непровинциальное. Однако, из-за тогдашнего небольшого размера Сочи (70 тысяч в 1939, 80 тысяч в 1959) они обычно не более 3 этажей. Кроме таких зданий хорошей архитектуры в Сочи почти нет.

Сочинские сталинки

 

Застройка с шестидесятых по восьмидесятые — в основном многоэтажки. Иногда встречаются интересные образцы, например, здание Сочинского института мода, бизнеса и права (странное сочетание направлений). Кстати, именно здесь снималась сцена с Андреем Мироновым, где брюки превращались в элегантные шорты.

Дом моды в Сочи

 

Многоэтажки в рамках подготовки к Олимпиаде отреставрировали, превратив из уныло-советских в уныло-российские.

Сочинские панельки

 

Некоторые в традициях Потёмкина «отреставрировали» только для вида, упрятав под дешёвую, легко ломающуюся пластиковую облицовку. Теперь она постепенно обваливается.

Халтура

 

Преобладает в застройке современная российская архитектура — в основном отели и дорогое жильё. Современная российская архитектура — это когда изо всех сил пытаются сделать «современно, элитно, высокотехнологично», а получается в лучшем случае посредственно, а чаще всего — безлико и уныло.

Новострой

 

Или в стиле самостроя.

Самострой

 

Не очень удачный закос под классицизм.

ТЦ Гранд Марина

 

Парковки везде платные.

Паркоматы

 

Но в переулках часто наблюдается нечто вот такое.

Парковка в переулках

 

Местами чем-то напоминает Флориду.

Сочи, похожий на Флориду

 

Главная пешеходная аллея (Навагинская улица)

Навагинская улица

 

Сочинские пляжи. Отдыхающих мало — сезон ещё не начался, море пока холодное.

Пляжи

 

Набережная не впечатлила. Чем ближе к центру города подходишь, тем хуже она становится. Как должна выглядеть хорошая набережная? Сначала идёт пляж, потом широкая прогулочная аллея, желательно с велодорожкой, а там уже всякие магазины и рестораны. Но в России так не принято. Пляжи узкие и часто заняты непонятно чем, доступ к воде бывает вообще перекрыт, хотя по закону 20 метров от береговой линии являются землёй общего пользования и строить жилые или коммерческие объекты там запрещено.

Набережная Сочи

 

Сама аллея бывает очень узкая и окружена всевозможными лавками, тирами и кафе, из которых играет попса 80-х и 90-х.

Набережная Сочи

 

Встаём с колен, ла-ла-ла-ла!

Путин

 

Ну и плюс какие-то полуразвалившиеся пирсы, ржавые постройки на них. Я понимаю, конечно, что «так везде» в России, и что вообще бывает гораздо хуже, но ведь это вроде как «южная столица», образцово-показательный город. Почему нельзя хотя бы здесь сделать получше?

Набережная Сочи

 

Сочинская марина.

Гавань

 

Как и в любом российском городе, в Сочи много подземных переходов. Как вы помните, подземные переходы изобрели коммунисты, специально, чтобы мучить людей. Подземные переходы превращают жизнь маломобильных людей (инвалидов, пенсионеров, и т. д.) в сущий ад, делая невозможным передвижение по городу. Ещё подземные переходы повышают смертность на дорогах, поскольку провоцируют людей нарушать правила (никто не хочет спускаться в переход, поэтому переходят поверху в неположенном месте). К олимпиаде чиновники, где-то услышавшие выражение «безбарьерная среда», чтобы не ударить лицом в грязь перед иностранными гостями, снабдили переходы подъёмниками.

«Безбарьерная» среда

 

Но вот Олимпиада прошла, гости уехали. Угадайте с одного раза, что стало с «безбарьерной средой»? Её не стало. Все подъёмники давно либо зачехлены и не работают, либо вовсе демонтированы. В России, если ты стар, болен, немощен, на тебя всем плевать. Особенно чиновникам. Зачем безбарьерная среда тому, кого везде возят на Мерседесе?

Неработающие подъёмники

 

Перечитав вышенаписанное, я решил, что получилось как-то слишком негативно. На самом деле это не так. В Сочи очень хорошо, особенно по сравнению с другими российскими городами. В первую очередь, конечно, следует отметить благоустройство. Все тротуары новые, выложены плиткой, всё аккуратно.

Благоустройство

 

Много обычных наземных переходов и светофоров, ситуация, когда для нормального перехода улицы надо делать крюк или нарушать правила, возникает редко. Переходы зачем-то выкрашены жёлтой краской (как в Курске), хотя смысла в этом нет (на безопасность она никак не влияет).

Переходы

 

Иногда стрелками указывается направление движения, как в Петербурге.

Переходы со стрелками

 

Дорожная инфраструктура очень качественная.

Качественная инфраструктура

 

Хотя пробки бывают неслабыми. Можно встрять на час и больше.

Пробки

 

Улицы аккуратные, везде клумбы, газоны, цветы.

Клумбы

 

Очень хорошее озеленение, не перерастающее в неухоженный дремучий лес. Есть хорошие парки в городской черте.

Озеленение

 

Наконец, в городе нет безумной и хаотичной застройки без плана с трёхметровыми заборами, занимающей всё свободное место. Мы ещё вспомним это, когда увидим градостроительный ужас под названием Адлер. А в Сочи в этом плане всё очень хорошо. Улицы прямые, просторные, с широкими тротуарами.

Хорошая планировка

 

Общественный транспорт в основном фирменного белого цвета (изредка — жёлтого). Парк состоит из новых МАЗов сотых или двухсотых классов, но еще более распространены мелкие автобусы модели Hyundai County, которые тут везде. Маршруток нет — тоже плюс.

Общественный транспорт

 

Такси тоже должны быть белыми. Работают как Яндекс-такси, так и Убер. Замечательная вещь эти приложения, до них никакими законами и запретами не удавалось разогнать жуликов-бомбил, а тут всё разогналось само. Никаких тебе «за тысячу довезу, дешевле не найдёшь» и «сдачи нету», вызвал, заранее зная цену, доехал, плату списали с карты.

Такси

 

Автобусные остановки.

Остановки

 

Сочинские светофоры. Иногда встречаются вертикальные светофоры, которых я больше нигде в России не видел.

Светофоры

 

Платный уличный туалет.

Туалет

 

Основная модель урн.

Урны

 

Все таблички продублированы на английском.

Англоязычные таблички

 

Стоит ли сюда съездить? Думаю, да.

Сочи