Сайт Юрия Михеда (a.k.a. juras14)

Лиепая, район Кароста

Курземе, Латвия, ноябрь 2017
Google Карты, Яндекс.Карты

Если вы приехали в Латвию ненадолго, и выбираете, какой один город посмотреть помимо Риги, то лучше всего ехать в Лиепаю. Сюда легко добраться (из Риги можно даже на самолёте), а сам город очень красивый и интересный. На машине от Елгавы мы с дядей Аустрисом добрались за 2 с половиной часа, несмотря на то, что по дороге попали в снегопад.

Все региональные трассы в Латвии — двухполосные (четырёхполосные шоссе с разделителем встречаются только в окрестностях Риги). Качество дорог высокое — асфальт ровный, по бокам часто установлен отбойник, разметка везде свежая, знаков и указателей хватает. Про дороги будет отдельный пост.

Латвийские дороги

 

Ближе к Лиепае встречаются ветряки. Город стоит на берегу Балтийского моря, с которого постоянно дуют сильные ветры (это даже нашло отражение в культуре, но об этом позже).

Ветряки

 

В роще рядом со въездом в город находится заброшенный советский мемориал. Советские памятники в Латвии никак не поддерживаются и не ремонтируются, из-за чего постепенно разрушаются от времени.

Советский мемориал

 

Мы въезжаем в город с севера, где находится район Кароста (Karosta, в переводе с латышского, «военный порт»). Порт был построен в 1890—1906 годах как русская военно-морская база и носил имя заложившего его царя Александра III, а в советское время использовался Балтийским флотом СССР. Едем мимо старой водонапорной башни.

Водонапорная башня

 

В 1960—1970-е годы для военных и их семей был возведён панельный микрорайон. После вывода советских войск население района упало, а уровень безработицы, преступности, наркомании и прочих социальных недугов сильно возрос. Район по-прежнему считается очень неблагополучным, живут тут преимущественно русскоязычные. Выглядит очень депрессивно.

Панельные многоэтажки

 

Ничего кроме облезлых панелек и пустырей.

Панельки

 

Не представляю, чем тут можно заниматься.

Заброшенное предприятие

 

В этом районе, однако, есть множество достопримечательностей. Одна из них — большая русская церковь, Свято-Никольский морской собор, построенный в 1900—1903 годах по проекту В. Косякова.

Свято-Никольский морской собор

 

В Латвии абсолютно во всех церквях (независимо от религии) запрещена съёмка. Прямо на входе, а иногда даже на дверях, будет оповещающая об этом табличка. Непонятно, зачем такое нужно. Я же не во время службы и не мешаю никому.

Собор

 

От русского гарнизона осталось множество исторических зданий конца 19 и начала 20 века, включая казармы, адмиральские особняки, различные постройки и даже дворец, в котором царь останавливался только один раз. Часть зданий используется.

Русские постройки

 

Но большинство после вывода советских войск было заброшено.

Заброшенный гарнизон

 

В некоторые можно войти, хотя смотреть там нечего.

Заброшенное здание

 

Тут в царские времена был манеж.

Манеж

 

А тут — кочегарка.

Кочегарка

 

Графити.

Графити

 

Остаётся надеяться, что когда-нибудь на реконструкцию появятся деньги, и тут откроют исторический музейный комплекс. Или что-нибудь ещё. Жалко смотреть, как такое ценное историческое наследие разрушается.

Заброшенный гарнизон

 

В настоящее время музей действует в портовой гауптвахте, правда, открыт он только с мая по сентябрь. В музее можно поучаствовать в исторической реконструкции — провести в тюрьме сутки в качестве заключённого. Помимо самой тюрьмы музей организует экскурсии по всей территории порта.

Тюрьма

 

От открытого моря бухта отделена искусственно построенными сооружениями.

Бухта

 

Если у вас есть много свободного времени, то в порту можно посмотреть много интересного — укрепления, подземные бункеры, и другие оборонительные сооружения. Фотография ниже взята из Википедии, автор — Andrius Vanagas, 2006.

Укрепления

 

Вдали виднеется лиепайский промышленный порт.

Порт Лиепаи

 

Некоторые объекты используются вооружёнными силами Латвии.

Военный катер

 

Через портовый канал проложен построенный в 1904—1906 годах поворотный мост, разработанный немецким инженером Гаральдом Халлом. В 1920-х годах мост получил имя Оскара Калпака (1882—1919), первого командующего латышским батальоном, который впоследствии стал основой для национальной армии первой Латвийской Республики.

Мост Калпака

 

В советское время гражданскому населению запрещалось проходить на территорию военного городка, поэтому возле моста находился КПП.

КПП

 

Сейчас проезд свободный. Несколько раз в день автомобильное движение перекрывается, и через канал проходят корабли.

Мост Калпака

 

Мост в разведённом состоянии.

Разведённый мост

 

Видео разведения.

 

А теперь направимся в центр города.

Пятиэтажки