Сайт Юрия Михеда (a.k.a. juras14)

Бывший военный аэродром в Елгаве

Елгавский край, Латвия, ноябрь 2017
Google Карты, Яндекс.Карты

Чтобы не отходить от темы аэродромов, пренебрегу хронологией и расскажу сразу ещё об одном месте — бывшем военном аэродроме в Елгаве. Елгавский аэродром находится на северной окраине города. К нему ведёт улица Meiju ceļš, в советское время носившая имя улицы Дзилнас (в честь Рудольфа Дзилны, рабочего местной фабрики, организовавшего революционный кружок, и застреленного при попытке ареста в 1905 году).

Дорога на аэродром

 

В советское время на аэродроме находилась воинская часть №22560, и базировалась 285-я отдельная вертолётная эскадрилья РЭБ, в которой служил папа. РЭБ расшифровывается как «радиоэлектронная борьба», что обозначает создание помех для радиоэлектронных средств противника (глушилки для радаров НАТО). Эскадрилья была укомплектована вертолётами Ми-8ППА и Ми-8СМВ, на борту которых находились специальные комплексы (эти вертолёты узнаются по характерным антеннам, установленным по бокам), а также Ми-9 (воздушный командный пункт). В 1992 году эскадрилья была выведена в село Лямбирь под Саранском, а позже расформирована.

В конце восьмидесятых годов на прилегающее к военному аэродрому с востока поле переместился рижский парашютный клуб. После вывода войск клуб занял строение штаба и просуществовал до смерти своего владельца в 2010 году, после чего навсегда закрылся (теперь единственная дропзона Латвии осталась в Даугавпилсе). В настоящее время на аэродроме стоит несколько частных самолётов, бо́льшая часть зданий и инфраструктуры заброшена и почти развалилась, основная часть территории заросла лесом.

Ворота на въезде в военную часть ещё на месте. Раньше тут был КПП, справа стоял вагончик, где дежурил солдат.

КПП Елгавского аэродрома

 

На воротах были прикреплены красные звёзды, в 1991 году их заменили на российские триколоры. Когда часть была выведена, флаги закрасили, но с годами краска слезла, и сегодня изображения флагов слегка проступают.

Российский флаг на воротах

 

Военный объект был обнесён колючей проволокой, часть ограждений сохранилась.

Колючая проволока

 

В зарослях какие-то заброшенные здания.

Заброшенка

 

Проедем к самой части. Возле дороги стоит покосившийся щит с планом аэродрома, на котором проступает несколько слоёв краски разных лет.

План аэродрома

 

Заброшенное строение через дорогу от указателя.

Заброшенное строение

 

За берёзовой рощей — двухэтажное здание старого штаба.

Старый штаб

 

Внутри.

Внутри штаба

 

Вид со стороны крыльца.

Старый штаб

 

Видео, снятое внутри здания и возле него. К сожалению, это было единственное видео, снятое на этом аэродроме, потому что дело было к концу дня, и вскоре на телефоне села батарейка.

 

Эта дорога шла параллельно ВПП.

Дорога

 

Недалеко от двухэтажного здания — единственное всё ещё не заброшенное строение аэродрома. По словам папы, тут располагался штаб. В девяностые и нулевые здание занимал парашютный клуб. Сейчас тут живёт сторож, рядом стоят самолёты.

Штаб

 

Все ЛА фактически являются мотопланёрами. Вот это кустарно переделанный Бланик.

Моторизированный Бланик

 

А это, если не ошибаюсь, мотопланёры L-13SV «Vivat». Их производила чехословацкая фирма Aerotechnik на базе всё того же Бланика. Кроме этих, никаких других летательных аппаратов нет.

L-13SV «Vivat»

 

Камуфляжный микроавтобус рекламирует елгавский страйкбольный клуб, а во время существования парашютного клуба возле скамейки была линия стартового осмотра, о чём сообщает сохранившаяся там табличка.

Елгавский аэродром

 

Пройдёмся до взлётки. В этом небольшом строении находился КДП.

КДП

 

Второй этаж, где сидели диспетчеры, уже обвалился.

КДП

 

Внутри ничего нет.

КДП

 

Взлётка. Несмотря на то, что на аэродроме базировались только вертолёты, он имел внушительную ВПП длиной 2500 метров. Благодаря этому он мог использоваться в качестве запасного аэродрома для военных самолётов (в соседнем Тукумсе находилась авиабаза, где располагался 668-й морской авиационный полк Балтийского флота). В 2010 году основная часть бетонных плит была демонтирована. Из 2500 метров полосы оставили только 800. Большинство рулёжек и стоянок также ликвидировали, оставив плиты на одной РД и возле штаба (для стоянки легкомоторной авиации).

ВПП Елгавского аэродрома

 

Сохранённая РД. Как видите, её сделали у́же, убрав плиты по краям.

РД

 

Часть демонтированных плит оставили прямо на аэродроме. Обратите внимание на заросли вокруг — когда-то тут было тщательно выкошенное поле. Впрочем, деревья ещё не очень велики, так как до ликвидации парашютного клуба за территорией кое-как следили.

Сложенные плиты

 

* * *

Елгавский аэродром

 

Конечно, представление об аэродроме будет неполным, если мы не посмотрим на него сверху. Поэтому достанем из сумки квадрокоптер. А пока он готовится к полёту, давайте для начала посмотрим, что тут было раньше. Когда после этой поездки на аэродром я вечером того же дня выложил часть фотографий на Одноклассниках, кто-то в комментариях усомнился в том, что это действительно Елгавский аэродром. Этого человека можно было понять — аэродром сейчас действительно трудно опознать из-за отсутствия большей части плит и обильной растительности. Ниже — спутниковый снимок с Гугл-карт 2002 года, когда плиты ещё были на месте. Нажмите на фотографию, чтобы увидеть снимок 2017 года.

Елгавский аэродром со спутника в 2002 и 2017 годах

 

Дрон взлетает. Основная часть аэродрома уже заросла лесом, но на месте не так давно разобранной взлётки деревья вырасти ещё не успели.

Взлётная полоса

 

Общий вид на основную часть. На заднем плане виден город.

Общий вид

 

Здесь находились стоянки вертолётов и рулёжки (на их месте остались грунтовые дороги). В середине снимка просматривается несколько ёлок. Возле них находились казарма и ПДС (на их развалины мы ещё съездим). Большое поле в верхней части снимка использовалось «рижским» аэроклубом до вывода военной эскадрильи. Сразу за полем видна река Лиелупе.

Елгавский аэродром

 

Ещё один общий вид. Здесь хорошо видно, что ВПП не только укоротили, но и сузили в 2 раза.

ВПП

 

Лес, болота... Природа забирает своё назад.

Заросли

 

Давайте теперь подъедем к тому месту, где находились казарма, магазин и ПДС (последнее тут точно было во время Фахрутдинова, а вот ранее — не уверен). Извиняюсь за машину в кадре, поставил неудачно. Развалины зданий видны слева, справа — сохранившийся туалет. По центру находилась площадка с тренажёрами для лётчиков. В ранние девяностые в этом месте проводились все гулянки парашютистов, например, празднование Лиго. Справа от туалета стоял деревянный сарай, куда вывезли большое количество старых школьных учебников, поэтому он был у меня местом паломничества, ведь там была куча бесплатных книг по биологии, истории и географии. Возле сарая был маленький пруд. Хорошие были места и времена.

Казармы

 

Руины казармы. Помню эти сосны, что росли у крыльца.

Казарма

 

Как-то раз, когда казарма уже не использовалась, я залез внутрь и нашёл там большой деревянный макет Ан-2. Потрясающая вещь была, интересно, что потом с ней стало? Жаль, что не забрал.

Обгорелый остов

 

Справа от казармы находилась стоянка Ми-8Т, который в 1991—1992 годах также использовался для прыжков. Сейчас это место выглядит так.

Бывшая стоянка Ми-8Т

 

Здание ПДС пока сохранилось чуть лучше.

ПДС

 

Вид от этой поляны в сторону дороги. Если мне не изменяет память, там находился какой-то особо охраняемый периметр с автоматной вышкой в центре (возможно, оружейный склад).

Роща

 

Напоследок заскочим туда, где изначально находился «Рижский» аэроклуб.

Выезд

 

Здесь смотреть решительно нечего, не осталось ничего, кроме этого домика. Когда в мае 1990 года рижане разбили взятый на сборы накотнинский Ан-2 с бортовым номером 20, фюзеляж того самолёта со снятым двигателем и оперением поставили как раз тут.

Дом на месте Рижского аэроклуба

 

Вдоль бывшего аэродрома идёт улица Слокас. В конце её также находились какие-то здания. В одном из них у нас когда-то был новогодний утренник (организованный для детей военнослужащих части), другой раз в первом классе мы туда ездили выступать перед папиной ротой (как сейчас помню, я рассказывал стишок о школе — «Šurp grāmatas, uz skolu, es būšu teicamnieks! Tad māmiņai un tētiņam un Dzimtenei būs prieks!»*). В этот раз мы туда уже не доехали, но, судя по спутниковым снимкам, те здания также давно заброшены.

Улица Слокас

 

Здесь были стоянки Ан-2, Вильг и планёров, склад техники (включая списанную, по которой я любил лазить). Недалеко стояли списанные автобусы Икарус-260 (рядом с аэродромом расположен городской автобусный парк). Но теперь от всего этого остались только воспоминания.

Заросли на месте стоянок

* Сюда книги, в школу, я буду отличником! Тогда мамочке, и папочке, и Родине будет радость! (латыш.)