Сайт Юрия Михеда (a.k.a. juras14)

Музей авиации в Риге

Марупский край, Латвия, ноябрь 2017
Google Карты, Яндекс.Карты

Лишь немного не дотянув до своего 20-летнего юбилея отъезда из Латвии, я решил проверить, как поживает страна моего детства и отрочества. Как выяснилось, от неё отделяли не годы, а лишь час с небольшим полёта. В рижский аэропорт Скулте самолёты обычно заходят со стороны моря, и при подходе с левой стороны вам может открыться отличный вид на Ригу. Но ожидать хороших видов от балтийского ноября было бы наивно — всё застилал густой туман. A320-214 VQ-BKT готовится к приземлению.

VQ-BKT садится в RIX

 

На паспортном контроле в Риге меня тщательно допросили на предмет того, зачем я приехал и где собираюсь останавливаться (первый раз за всю историю поездок в Шенген). Затем таможенники тщательно обыскали мои вещи на предмет наличия незадекларированной валюты (тоже впервые). Говорят, российские коррупционеры облюбовали латвийские банки для хранения своих незаконных доходов, и теперь с этим начали бороться. Не знаю, насколько я похож на типичного единоросса, но латвийскую таможню ожидало разочарование — пачек коррупционных евро и долларов у меня не нашлось.

Рижский аэропорт

 

Когда я наконец-то вышел из аэропорта, первым делом было решено сходить в расположенный рядом музей авиации. Музей находится в шаговой доступности от аэровокзала и стоянки прокатных автомобилей и является самым большим собранием советской авиационной техники за пределами России. Музей держится в основном на энтузиазме его создателя и бессменного руководителя Виктора Петровича Талпы. Вход для жителей Латвии стоит 5 евро На тот день —
RUB 353,52 ₽
UAH 155,83 ₴
BYR 11,81 Br
USD 5,89 $
, для иностранцев — 7 евро На тот день —
RUB 494,93 ₽
UAH 218,16 ₴
BYR 16,54 Br
USD 8,25 $
(многовато, но эту сумму следует воспринимать как пожертвование на содержание музея, который больше никак не финансируется).

Тем более что даже этих денег откровенно не хватает. В меру возможностей экспонаты красятся и ремонтируются, но хранение под открытым небом в сыром прибалтийском климате не способствует сохранности.

Рижский музей авиации

 

На входе встречает многоцелевой вертолёт Ми-4 в полярной раскраске. Когда мой папа поступил в вертолётное училище, их обучали летать именно на таких машинах. Характерной особенностью Ми-4 является расположение двигателя — он находится в передней части летательного аппарата (как у американского вертолёта Sikorsky S-55/H-19, на который Ми-4 был очень похож), в то время как кабина — наверху. Вертолёт оборудован поршневым двигателем АШ-82В (модификация двигателя, использовавшегося на Ил-12 и Ли-2).

Ми-4

 

Недалеко стоит ещё более старый вертолёт — Ми-1. Данный тип, впервые поднявшийся в воздух ещё в 1948 году, стал самым первым советским вертолётом, производившимся серийно. Ми-1 также оборудовался поршневым двигателем (М-13), поэтому его тарахтящий звук не был похож на то, как звучат современные вертолёты с турбинами.

Ми-1

 

Основной советский лёгкий вертолёт Ми-2 (1961 год) оснащался двумя газотурбинными двигателями ГТД-350. Эти машины выпускались до 2006 года и летают до сих пор.

Ми-2

 

В самом центре стоит тяжёлый Ми-6 (1957), когда-то один из самых больших вертолётов мира. Эксплуатация этих вертолётов была прекращена в 2004 году, сейчас вместо них используются ещё более крупные Ми-26.

Ми-6

 

На фото оценить его размер сложно, но можно посмотреть, как велик его задний винт по сравнению с пассажирскими трапами.

Задний винт Ми-6

 

Ми-8Т задвинули куда-то в угол. Во время нескольких десятилетий службы в ВВС мой папа летал в основном на вертолётах этого типа. Кроме этого вертолёта в музее сохранилась ещё одна кабина от Ми-8.

Ми-8Т

 

Редкий экспонат, Ми-24А. Это изначальный вариант основного советского ударного вертолёта. Отличительной особенностью является большая стеклянная кабина. Позднее вышла переработанная и намного более известная версия Ми-24Б, у которой кабины располагаются одна за другой.

Ми-24А

 

Ка-26. В отличие от продукции КБ Миля, где использовалась преимущественно одновинтовая схема с рулевым винтом (большой винт сверху, маленький сзади), визитной карточкой КБ Камова является соосная схема (два вращающихся в противоположных направления больших винта).

Ка-26

 

Лёгкий самолёт Ан-14А «Пчёлка» стоит со снятыми крыльями. Данный тип разрабатывался на смену Ан-2, но заменить его не смог. Позднее на его основе был создан более крупный Ан-28, но он также не был особо популярным, возможно, из-за того что в рамках СЭВ у СССР было обязательство поддерживать чехословацкий авиапром, выпускавший его ближайшего конкурента, L-410.

Ан-14А

 

Чешский Zlín Z-37A Čmelák (Шмель). Всегда путаю его с польским PZL M-18.

Zlín Z-37A

 

Учебно-тренировочный или легкомоторный пассажирский Як-18Т вмещает 4 человек, появился в 1969 году и всё ещё производится.

Як-18Т

 

Основной аппарат советских планеристов, чешский планёр LET L-13 Blaník (именно «планёр», а не «пла́нер», поскольку «пла́нером» называется структурная несущая конструкция любого самолёта или вертолёта (англ. airframe), а специфический тип безмоторного ЛА это «планёр», от французского «planeur»). Позади планёра — истребитель-бомбардировщик Су-7БКЛ (о нём чуть ниже).

LET L-13 Blaník

 

В самом центре стоит Ан-24Б. Ан-24 был одним из 2 основных советских региональных самолётов (вторым был Як-40). В детстве я больше всего любил летать именно на них (ведь можно было наблюдать за винтами и тем, как убирается шасси), и даже мечтал стать лётчиком, который будет управлять именно этим типом воздушных судов. Ан-24 очень неприхотливы к качеству аэродромов и продолжают летать и сегодня (в основном на севере и в Сибири). У него был транспортный вариант Ан-26 и его модификация Ан-32 (отличалась от Ан-26 поднятыми выше двигателями).

Ан-24Б

 

Сзади правой мотогондолы находится ещё одно сопло. Это выхлоп турбины ВСУ. Обычно её размещают в хвостовой части самолёта, но на Ан-24 она находится позади второго двигателя. В левой гондоле второй трубы нет.

Правая гондола Ан-24

 

Винт первого двигателя.

Винт Ан-24

 

На самолёт нанесена маркировка Latavio. Компания Latavio (сокращение от Latvijas aviolīnijas) была образована на основе авиаотрядов Латвийского УГА после распада советского Аэрофлота. Компания никак не была связана с современным латвийским национальным авиаперевозчиком AirBaltic, отдельно образованным в 1995 году правительством Латвии и несколькими европейскими и американскими компаниями. В 1996 году Latavio обанкротилась и прекратила своё существование.

Ан-24 Latavio

 

Краска слезает, латвийская регистрация YL-LCD уже почти облезла, зато скрывавшаяся под ней советская CCCP-46400 видна очень хорошо. Сзади самолёт поддерживает домкрат — без топлива в баках Ан-24 заваливается на хвост.

YL-LCD

 

Отрезанные кабины от Ту-124 (либо ранних версий Ту-134), Ту-134Б, Ту-104А и Ан-24Б.

Кабины в Рижском музее авиации

 

Ту-104А — не простой, а старый знакомый из моего далёкого детства. Именно этот борт с регистрацией CCCP-42328 когда-то был установлен на аэродроме ДОСААФ в Накотне. Самолёт с генеральским салоном класса люкс был в очень хорошем состоянии, пока туда не стали пускать спортсменов, которые всё поломали. Как-то раз году этак в 1989 один из парашютистов решил внутри покурить, и это привело к пожару. Самолёт успели потушить, но первый салон полностью выгорел. В начале девяностых «тушка» была порезана на металл, сохранилась только эта кабина, которую Виктор Талпа привёз сюда.

Ту-104 CCCP-42328

 

В музее есть ещё один старый знакомый. Этот Ан-2Т Виктор Талпа также привёз из Накотне, поэтому очень вероятно, что это один из тех трёх наших самолётов, на которых я в качестве катающегося пассажира налетал несметное количество часов. С толку сбивает бортовой номер 22 — Ан-2 в Накотне имели номера 20, 01 и 05, но можно предположить, что самолёт был заново покрашен, а номер был нанесён произвольно. Если это всё-таки накотнинский Ан-2, то это однозначно 01 — «двадцатка» в 1990 году погибла от рук пьяного лётчика из рижского клуба, разбившего её при посадке, а «ноль-пятый» имел пару особых конструкционных примет, на этом борте отсутствующих (здесь я полагаюсь не на свою память, а на архивные фото). Окончательно развеять сомнения можно было бы при наличии серийника этого Ан-2, но информации по нему, увы, найти не удалось.

Ан-2 из Накотне

 

Вид спереди. Внизу лежат лыжи для Ан-2, а также сельскохозяйственные подвески для распыления удобрений.

Ан-2 из Накотне

 

Сзади выглядывает киль в современной раскраске Искренне Вашего™. Но это не тот самолёт, что привёз меня из Москвы.

Ту-134 RA-65717

 

Это списанный Ту-134А-3 с регистрационным номером RA-65717. К сожалению, к нему нельзя ни подойти, ни даже нормально сфотографировать. В 2007 году Аэрофлот вывел из своего парка все самолёты типа Ту-134, после чего они были выставлены на продажу. Рижский музей купил этот самолёт в 2009 году за символическую цену, также оплатив немалые расходы на перегон борта из SVO в Ригу. Теперь Ту-134 является экспонатом музея, посмотреть который нельзя.

Ту-134 RA-65717

 

Рядом с Ту-134 стоит его военный собрат, бомбардировщик Ту-22М. Также принадлежит музею, и также не имеет подхода.

Ту-22М

 

В музее есть несколько образцов военной техники, но должен признаться в одном грехе — никогда не питал повышенного интереса к военной авиации. Если гражданская с детства вызывала восхищение и неподдельный интерес, то к военной всегда отношение было на уровне «ну круто, чё». Поэтому в типах военных самолётов путаюсь до сих пор.

Военная авиация

 

Здесь у нас МиГ-29УБ, то есть учебно-боевой. На нём предусмотрено дополнительное место для инструктора. При этом он без проблем может использоваться и для решения боевых задач.

МиГ-29УБ

 

МиГ-25РБС, разведчик-бомбардировщик. Был снабжён фотографической и радиолокационной аппаратурой, и одновременно имел бомбовую нагрузку (включая ядерное оружие). Индекс «С» обозначал наличие РЛС «Сабля». Поступил на вооружение в 1970-е годы, используется до сих пор.

МиГ-25РБС

 

На этот самолёт устанавливались турбореактивные Р-15Б-300 с форсажной камерой.

Р-15Б-300

 

МиГ-21СМТ, истребитель. 1960-е — 1970-е годы. В музее 4 МиГ-21 разных модификаций.

МиГ-21

 

Учебно-тренировочный Aero L-29 Delfin (точно такой же мы видели в Аризоне). Производился в Чехословакии с 1963 по 1973 год, используется до сих пор. Этих машин в музее также 4 штуки.

Aero L-29 Delfin

 

МиГ-15УТИ, учебно-тренировочная версия МиГ-15 с дополнительным местом для инструктора. Разработанный во второй половине 1940-х годов МиГ-15 был первым советским реактивным истребителем.

МиГ-15

 

Як-28Р, многоцелевой военный самолёт, в данной модификации — разведчик, но использовался также как бомбардировщик, перехватчик, самолёт РЭБ и тренировочный. Имеет необычное для современных боевых самолётов расположение двигателей. Состоял на вооружении с 1960 по 1994 годы.

Як-28Р

 

Су-7БКЛ, истребитель-бомбардировщик. «КЛ» обозначает «колёсно-лыжный» (обратите внимание на заднюю левую стойку), т. к. он мог садиться на грунтовые ВПП и на снег. Су-7 эксплуатировались с 1960-х по 1980-е годы.

Су-7БКЛ

 

Общий план. Слева — истребитель-перехватчик МиГ-23М, эксплуатируется с 1969 года по сей день.

МиГ-23М

 

Помимо самолётов, в музее можно посмотреть отдельные агрегаты, устройства и образцы аэродромной техники. Аэродромная пожарная машина АА-60 (МЗКТ 7310).

АА-60

 

Тепловая машина для очистки ВПП на базе МАЗ. Где-то читал, что их называют «змей-горыныч» или «большой фен», но за достоверность этих терминов не ручаюсь. На машины устанавливались списанные двигатели ВК-1 (в связи с массовостью истребителя МиГ-15 после устаревания и списания этих истребителей у СССР остались горы этих двигателей). В снегопад и сильный дождь машина очищает полосу, просто растапливая снег и сдувая воду. Керосин для двигателя заливался в цистерну.

Тепловая машина для очистки ВПП

 

Ещё снегоуборочные машины.

Снегоуборочные машины

 

Trump D40-D на базе грузового Ford, американская машина для противообледенительной обработки воздушных судов (к Дональду Трампу фирма никак не относится, просто её основал его однофамилец). Произведена в 1975 году, с 1993 по 2007 год использовалась в Рижском аэропорту.

Trump D40-D

 

Тележки шасси Ту-154.

Тележки шасси Ту-154

 

Носовые обтекатели.

Носовые обтекатели

 

В музее выставлено несколько снятых авиационных двигателей. К сожалению, они никак не подписаны. Если не ошибаюсь, самый большой — турбореактивный Д-30, который устанавливался на Ту-134, Ту-154 и Ил-62.

Д-30

 

Он же (сзади), судя по бордовой раскраске, это был один из Ту-134 Latavio. Среди трёх агрегатов поменьше маленький слева — РУ-19А-300 (вспомогательная силовая установка от Ан-24), два других — АИ-25 от Як-40. Нажмите на фото, чтобы приблизить.

Двигатели

 

Тоже ВСУ какая-то. ВСУ это специальная турбина, предназначенная для запуска основного двигателя, обеспечения самолёта энергией на стоянке, работы гидравлики и т. д. Когда вы садитесь в самолёт, то наверняка слышите какое-то гудение внутри, хотя двигатели и отключены. Это гудение создаёт именно ВСУ, обычно расположенная в самом конце самолёта. Присмотритесь к любому пассажирскому лайнеру — сзади всегда торчит небольшая труба (даже если двигатели на крыльях), это выхлоп вспомогательной установки.

ВСУ

 

Авиационные домкраты.

Авиационные домкраты

 

Трап со старым логотипом airBaltic. До ребрендинга эта раскраска с клеточками наносилась на вертикальные стабилизаторы самолётов компании.

Старый логотип airBaltic

 

Аэродромный посадочный прожектор.

Прожектор

 

Держатели внешней подвески и бомбы.

Боеприпасы

 

В музее имеется хорошая подборка различных авиабомб, ракет и других боеприпасов.

 

Радиолокационная станция, метеоприборы и старый «Запорожец».

Радиолокационная станция

 

Радиолокационная посадочная система РСП-7Т и стартовый командный пункт СКП-9МВ.

РСП-7Т и СКП-9МВ

 

Вот такой музейчик. Если вы интересуетесь авиацией, и у вас будет лишний час в рижском аэропорту, не поленитесь сюда сходить.

Рижский музей авиации