Гранд-каньон реки Колорадо
Штат Аризона, США, март 2014
Google Карты, Яндекс.Карты
Сразу предупреждаю, что качество фотографий в этом отчёте будет очень плохим. Накануне вечером в Лас-Вегасе я установил в фотоаппарате высокую светочувствительность, а утром забыл поменять настройки, да так и снимал. Не повторяйте мою ошибку, всегда проверяйте настройки, или лучше вообще тогда уже снимайте в автоматическом режиме.
* * *
Если рассматривать Гранд-каньон как туристическую достопримечательность, то нужно в первую очередь понимать, что это не какая-то одна точка на карте, а обширная географическая область, и мест, откуда его можно посмотреть, очень много. И если вы желаете на нём побывать, место нужно выбирать в соответствии с несколькими факторами — сколько времени вы хотите там провести, чем вы планируете там заниматься, и насколько удобно это впишется в ваш маршрут.
Для однодневной ознакомительной экскурсии лучше всего подойдёт место, где расположена смотровая площадка Скайуок (Skywalk). Она находится всего в 2 с небольшим часах езды от Лас-Вегаса (жаль, что я не знал о ней во время путешествия 2012 года (1, 2, 3, 4, 5), иначе к воспоминаниям о нём непременно присоединилась бы и поездка на каньон).Вертолётные экскурсии из Лас-Вегаса летают именно туда. Там находится и знаменитая обзорная площадка со стеклянным полом.
Если же у вас есть больше времени, и вас интересует более активный отдых, лучше ехать в расположенный в Аризоне туристический посёлок Гранд-Каньон-Виллидж. Это 3 часа езды от Феникса по хорошей трассе, в посёлке есть инфраструктура и отели, там же берут начало различные маршруты для хайкинга. Остальные места гораздо менее популярны у туристов ввиду своей удалённости и неразвитости инфраструктуры. Ехать туда очень долго, а дойти до каньона и спуститься туда зачастую можно только пешком, вооружившись рюкзаком и палаткой. Если вы истинный любитель бэкпекинга и дикой природы — Гугл в помощь. Я же решил ограничиться посещением Гранд-Каньон-Виллиджа. От Лас-Вегаса туда 272 километра по прямой, но по дороге — 450. Это около 4 часов езды без остановок.
Дорога через Аризону
С утра пораньше отправляюсь в путь. Дорога лежит через знакомые места — мимо плотины Гувера. Узнаю место. Проезжаю по мосту, где мы два года назад «пилили луки». Эх...
Река Колорадо недалеко от плотины.
Сначала всё как в невадской пустыне.
Довольно-таки частая картина — кто-то путешествует на своём кемпере, а сзади на сцепке тянет автомобиль, чтобы можно было ездить по окрестностям. Странно, я думал машины с АКПП нельзя так транспортировать.
По пути попадаются красивые горы.
По мере движения я поднимаюсь всё выше и выше над уровнем моря, температура падает, а пейзаж из пустынного постепенно меняется на высокогорный. Появляется трава.
Потом кусты.
А потом уже и деревья. Сосновый лес. Температура падает до нуля.
Проезжаю какие-то захолустные городки, которые с трассы напоминают дачные посёлки.
Впрочем, в каждом из них всё равно есть супермаркеты с большими стоянками. Америка же.
Чтобы почтальон не напрягался, все почтовые ящики ставят на въезде.
Дорога почти как в России, только широкая :-)
Музей авиации
По пути встречается авиационный музей. Мимо такого я, конечно, проехать не могу. Останавливаюсь, иду смотреть самолёты.
Локхид Костеллейшн. Самолёт с поршневыми двигателями имел максимальную дальность полёта в 8700 километров, поэтому в сороковые и пятидесятые годы был одним из основных дальнемагистральных авиалайнеров. Беспосадочный перелёт из Сан-Франциско в Лондон занимал 23 часа 20 минут (а вам слабо целые сутки просидеть в самолётном кресле? Сегодня самым длинным в мире пассажирским рейсом является перелёт Даллас—Сидней, занимающий «всего лишь» 15 часов). В 1950-е годы, с появлением реактивных авиалайнеров, самолёт устарел, однако, его эксплуатация на авиалиниях продолжалась до конца шестидесятых. Самолёт — красавец, формой фюзеляжа похож на дельфина.
Ещё он был президентским самолётом Дуайта Эйзенхауэра. Что касается этого экземпляра, то на нём во время корейской войны летал знаменитый генерал Дуглас Макартур. Я спросил, можно ли зайти внутрь, мне сказали, что можно было бы, да дверь заклинило.
А вот и отечественный МиГ-15. В американских музеях вообще очень много русских военных самолётов, попавших туда разными путями. Первый МиГ был получен американцами в 1953 году, когда северокорейский пилот Но Гым Сок угнал самолёт и вместе с ним сдался империалистам. Что касается этого борта, то он когда-то проходил службу в составе Военно-морских сил КНР, а в 80-х годах прошлого века был продан в США. До 1995 года находился в авиационном музее Лос-Анджелеса, а в 1995 был перевезён сюда.
Чехословацкий учебно-тренировочный Л-29 «Дельфин». Такие до сих пор состоят на вооружении небольшого количества стран.
Ампутированная мощь.
Мессершмитт Бф-109 — основной истребитель Люфтваффе во время Второй мировой войны. В лётном состоянии.
Тут почти всё в лётном состоянии. Вообще, американские авиационные музеи — это мегакруто. На западе очень бережно относятся к истории, будь то архитектура, авиация, печатная продукция — да что угодно. Экспонаты любовно реставрируются энтузиастами, для которых это основное хобби, а потом летают на различных авиашоу. В нашей стране, само собой, всё наоборот. У нас история — это пустой звук. Если где-то каким-то чудом что-то сохранилось, то оно непременно в полуразбитом состоянии ржавеет под дождём, а владельцы думают, как бы его разрезать на металлолом, чтобы никто не помешал. Энтузиастов не любят, потому что они мешают сильнее всех. О полётах можно даже и не думать — у нас такие драконовские законы, что поднять такой самолёт в воздух из-за бюрократических препон чуть менее чем невозможно.
Грумман Ф-11 «Тайгер» в раскраске «Голубых ангелов». На самолётах этого типа пилотажная группа летала в шестидесятые годы.
Британский Де Хэвиленд ДиЭйч 100 «Вампир». Один из первых реактивных истребителей (1945—1955).
СиВи 240. Больше всего на свете я люблю пассажирские винтовые самолёты с 2 или 4 двигателями. Полетать бы на таком.
Мартин 4-0-4. Аналог нашего Ил-14.
Потом я ещё беседовал с пожилой женщиной, которая продавала входные билеты (из работников музея была только она и её муж). С энтузиастами авиации мне всегда есть о чём поговорить — достаточно упомянуть, что мой батя более 30 лет служил лётчиком в русских ВВС и участвовал в нескольких войнах, а сам я парашютист и вырос на аэродромах, как непринуждённый разговор затягивается надолго. То, что я из России, только добавляет интереса — люди, выросшие во времена холодной войны, когда русских боялись, но в реальной жизни не встречали, всегда почему-то испытывают к нам интерес и уважение. Под конец женщина призналась в самых тёплых чувствах к России. Так обычно говорят все, кто живёт в местах, куда наши среднестатистические соотечественники массово не добираются, а добираются только самые культурные и образованные :-)
Продолжаем движение.
Интересно сделан местный знак «обгон запрещён». Треугольник-стрелка ставится на противоположной стороне дороги. Интуитивный такой знак, мне понравился.
Гранд-Каньон
Как и многие топонимы американского юго-запада, Колорадо — испанского происхождения, и в переводе обозначает «цветной» или «алый» (слово «река» в испанском мужского рода). Дискуссии о возрасте и происхождении Большого каньона продолжаются по сей день, но общая теория выглядит примерно так: когда-то давным-давно река текла по равнине, однако, в результате движения земной коры эта равнина поднялась, образовав плато. Из-за его наклона скорость течения реки увеличилась, и она начала постепенно вымывать породы, по которым текла. Сначала это были мягкие породы (песчаники, известняки, сланцы), затем и более твёрдые. Эрозия продолжается по сей день — река течёт очень быстро, неся растворённые в мутной воде мелкие частицы песка и глины, которые, действуя словно наждачка, медленно размывают даже самые твёрдые граниты. За день воды Колорадо выносят в Тихий океан полмиллиона тонн вымытых пород. Оставшимся же утёсам ветровая эрозия за миллионы лет придала причудливые формы пагод и пирамид. Длина каньона составляет 446 километров, а его возраст — 10—17 миллионов лет.
Климат внизу каньона — пустынный, примерно такой же, как в Неваде. Там жарко, сухо и мало растительности. Но на плоскогорье климат умеренный. Прохладно, земля покрыта соснами и можжевельниками.
Ещё вчера я в одной футболке ходил по горячей Долине смерти, а теперь снова одет по зимнему, в тёплой куртке и шапке.
Пейзажи совершенно невообразимые. Это нужно видеть.
Растительность напоминает типичное злое королевство из детских фильмов-сказок.
Где-то внизу течёт река Колорадо.
Уже в который раз пишу, что на фотографии ощущений не передать. Огромное пространство, пустота перед тобой оказывает какое-то воздействие на психику. «Бездна» — вот единственное слово, которое приходит в голову для того, чтобы это описать. Ширина каньона составляет от 6 до 29 километров, а высота — до 1 800 метров.
Гранд-каньон — одно из самых полных в мире геологических обнажений. Различные слои пород представляют собой полтора миллиарда лет истории нашей планеты.
Наша жизнь по сравнению с этим — шутка какая-то. Микросекунда.
Передаю привет...
Надо полазить, побегать по краю.
Был бы кто-то со мной, чтобы сфотографировать, я бы наверняка залез на такую скалу. Сделал бы фоточку, выложил бы в контактик.
А потом начался снегопад.
Когда идёт снег, противоположной стороны не видно вообще. Остаётся только гулять по посёлку.
Цивильно так.
Дорога вдоль края простирается на много километров, но на машине ездить нельзя. Вместо этого ходят бесплатные автобусы.
Много огороженных смотровых площадок для тех, кто более ответственно относится к своей жизни. Кстати, тут никто ничего не запрещает, хочешь вылезти за забор — вылезай, хочешь гулять, где не огорожено — гуляй. Если упал — сам виноват.
По парку гуляют привыкшие к людям дикие животные.
Надеюсь, я тут ещё побываю. Надо же сделать нормальные фотографии.
Может даже и не один побываю. Но это я размечтался что-то.