Сайт Юрия Михеда (a.k.a. juras14)

Италия 2. Рим, Ватикан

Италия, апрель 2009
Google Карты, Яндекс.Карты

Поездка в Рим не задалась с самого начала. Сначала я потерял несколько часов в утренней пробке на выезде из Неаполя. Электронное табло сообщило, что из-за аварии.

Информационное табло на дороге

 

Хотя время, проведённое на итальянских дорогах, можно и записывать в счёт экскурсий — чередующиеся загородные пейзажи так прекрасны, что рука машинально хватается за фотоаппарат каждые три минуты. Ютящиеся на склонах гор городки словно появились из сказки. Более красивой сельской местности, чем в южной Италии, не приходилось видеть ещё нигде.

Итальянский городок на скале

 

Но в вечный город я прибыл только к полудню. И столкнулся тут с новой проблемой.

Улица Рима

 

Перед поездкой я забил в джипиэску координаты какой-то стоянки в центре. Но по прибытии оказалось, что мест на стоянке нет. Я попробовал поискать стоянки через базу данных навигатора, но не тут-то было. Центр Рима представляет собой беспорядочный лабиринт узких улиц (Неаполь в этом отношении лучше, так как более квадратен) с односторонним движением. Поэтому следовать указаниям сложно — всё время запутываешься в карте и сворачиваешь не туда, спутниковый сигнал теряется, и при неправильном повороте приходится опять объезжать всё по новой, снова теряя 5-10 минут. А стоянок, указанных на карте, не было вообще, хотя карта и этого года.

Улочка Рима

 

Четыре месяца спустя, Европкар снял с моей кредитной карты 144 евро На тот день —
RUB 6 314 ₽
UAH 1 536 ₴
BYR 541 114 Br
USD 191,04 $
. Оказалось, что во время кружения по Риму, я умудрился три раза нарушить правила, проехав в зону с ограниченным движением, что и зафиксировали пентовские камеры. Еще более неприятный сюрприз ожидал почти через год после поездки — по почте пришли штрафы ещё на 300 евро На тот день —
RUB 13 154 ₽
UAH 3 199 ₴
BYR 1,13 млн. Br
USD 397,99 $
(первая часть была всего лишь сбором, который Европкар собрал за услугу предоставления моего домашнего адреса дорожной полиции).

Полиция

 

Если движение надо действительно ограничить, ставят такие столбики, которые опускаются только если подъезжает авторизированный автомобиль. Но в таком случае не собрать денег, а имеют с этих камер муниципалитеты весьма солидно. Впрочем, основная причина всего этого всё же не в зарабатывании денег, а в ограничении автомобильного движения и пробок, что есть хорошо и правильно, иначе бы тут творился бы такой же кошмар, как в любом более-менее крупном российском городе.

Столбики

 

Бессмысленность дальнейших поисков стоянки была очевидна, поэтому я решил выехать на окраину, а оттуда вернуться в центр на метро. Мне повезло — я выехал на улицу Тусколана (крупное шоссе, ведущее от центра Рима к кольцевой автодороге — основные проспекты столицы Италии расположены радиально), и в течение часа нашёл подземную парковку, расположенную прямо у станции метро.

Поезда римской подземки сочленены как Икарус-280 («гармошка»), поэтому можно свободно ходить по всему составу.

Вагон метро в Риме

 

Когда я вернулся в центр, шёл уже третий час дня.

 

Что можно сказать о Риме? Рим это Рим.

 

Уровень красоты на квадратный метр просто зашкаливает.

 

Крылатая фраза «все дороги ведут в Рим» пришла из древности, и символизирует сильно централизованное государство — в древнем Риме для контроля над провинциями было необходимо иметь качественные дороги, по которым могли быстро переправляться сообщения, ресурсы и легионы. Все дороги вели в Рим, потому что больше вести было некуда. Сегодня в современных развитых государствах, к которым относится и Италия, существует много экономических или промышленных центров и дороги равномерной сеткой покрывают всю страну. А вот в отсталых странах, например в России, где в столице сконцентрировано всё, а в остальных городах — ничего, все дороги сходятся в центре.

 

Вернёмся к Риму, где концентрация древних памятников превышает все допустимые нормы.

Раскопки

 

Тут гармонично перемешались разные эпохи.

Колонна

 

Остаётся в очередной раз позавидовать западным городам, у которых нет Церетели.

Стена

 

В девяностых у нас показывали французскую социальную рекламу, где пенсионер заказывает целый мешок лекарств, потому что ему стыдно просто попросить презервативов, а аптекарь потом замечает, как хорошо бы было иметь автоматы для их продажи. Теперь кондоматы в Европе — дело обычное. У нас бы такое поставили — сразу бы кто-нибудь подал в суд за моральное растление молодёжи. Лучше аборты и венерические болезни (ваш покорный слуга хоть и является убеждённым противником секса, но тем не менее понимает, что взывание к нравственности и самоконтролю — дело бесполезное и бессмысленное).

Автомат по продаже презервативов

 

Итальянские светофоры имеют пешеходный жёлтый сигнал.

Жёлтый человечек

 

А все почтовые ящики в стране выглядят почти вот так. Почти, потому что обычно они полностью заклеены всевозможными объявлениями, но эти почему-то оказались чистыми.

Почтовые ящики

 

В городе повсеместно встречается аббревиатура SPQR, которая появилась ещё во времена Римской республики (500 год до нашей эры). Расшифровывается она скорее всего как «Senatus Populus que Romanus» — «Сенат и граждане Рима». Типа как «народ и партия». Надпись использовалась в символике во время объединения Италии, а сейчас присутствует на городском гербе Рима.

SPQR Компартия

 

Как и полагается для Европы, всё что можно автоматизировано. Билеты, парковочные талоны и время на таксофонах продаются через автоматы. Понравилось, что они обычно принимают и наличные деньги — в Америке, к примеру, обычно можно платить только кредитными картами.

Автомат продажи билетов

 

Трамваи состоят из нескольких сочленённых, как местное метро, вагонов разной длинны.

Трамвай

 

Все такси — белого цвета, хотя логотипы отличаются в зависимости от фирмы.

Такси

 

24 является синонимом полночи конца дня.

Знаки

 

Как и в Канаде, в Европе часто вешают длинные визуальные списки знаков, похожих по стилю на дорожные, которые что-то предписывают и запрещают.

Знаки

 

Тем временем, с погодой определённо не везло. Когда я выбрался к Венецианской площади (около которой изначально планировал остановиться), подул сильный ветер и хлынул проливной дождь.

Венецианская площадь

 

Как только начинается дождь, откуда-то возникает огромное количество лиц ближневосточной национальности, пытающихся продать низкокачественные китайские зонты по 10 евро На тот день —
RUB 438,46 ₽
UAH 106,65 ₴
BYR 37 577 Br
USD 13,27 $
. Свой монреальский зонт я забыл дома, поэтому пришлось хоть и не за 10 евро, но всё равно втридорога купить зонт у них.

Продавец зонтов

 

Ведь надо было ещё заглянуть в Ватикан.

 

Ватикан

В репортажах из Ватикана обычно показывают забитую народом улицу Кончилационе. Эта улица ведёт от замка Сант-Анджело (на предыдущем снимке) к площади святого Петра (площадь уже является территорией Ватикана). Интересно, что она появилась только при Муссолини — лидер итальянских фашистов осуществил свою мечту о величественной алее, ведущей в самое сердце города. Старый район был разрушен, а вместо него возник этот проход. Два одинаковых симметричных здания за площадью были построены тогда же (вызывает ассоциацию с площадью Победы в Минске).

Ватикан

 

Вообще Ватикан, самое маленькое в мире государство — вспомогательная территория Святого Престола, который, в свою очередь, также является суверенной единицей международного права. Сам Ватикан образовался в 1929 году в результате соглашений, разграничивающих полномочия между Святым Престолом и итальянским государством. От остального Рима Ватикан отделён стеной, которой нет только на входе на площадь.

Из-за дождя Ватикан был довольно пуст.

Телефонная будка

 

Но администрация всё равно бдительно следила за моральным обликом заходящих в папское государство туристов.

Как правильно одеваться

 

В Ватикане всюду ходят католические чиновники с мобильником и дипломатом, а также католические секьюрити, не пускающие простонародье за перегородки. Официально охраняют Ватикан одетые в средневековую форму швейцарские гвардейцы, но их вы можете увидеть на страницах любого туристического гида. Несмотря на свою декоративность, гвардейцы строят из себя суровых охранников с синдромом вахтёра и плохо относятся к съёмке.

Погода помогла хоть в чём-то — обычно сюда очередь такая, что Ленину в Мавзолее в былые годы и не снилось. Но воспользоваться этим не получилось — времени оставалось мало, так что пришлось пробежать только по собору святого Петра.

Собор святого Петра

 

Везде, где есть металлические памятники, непременно существует традиция тереть какую-то их часть, из-за чего эта часть всегда бывает отполированной. В Москве трут нос бронзовой собаке на станции Площадь Революции, в Питере — пятку матросу. Святой Пётр в Ватикане тоже не избежал этой участи. За многие века ноги практически полностью сточились. Рядом стоят ящики для сбора денег — наверное, надо чего-то пожелать, а затем тут же и оплатить. Я бросил в ящик три евро На тот день —
RUB 131,54 ₽
UAH 31,99 ₴
BYR 11 273 Br
USD 3,98 $
и загадал, чтобы прекратился дождь.

Святой Пётр

 

И надо же, он действительно прекратился.

 

Но ненадолго. Наверное, действие трёх евро истекло, и дождь зарядил с такой силой, что дешёвый зонт уже не спасал технику, а день быстро кончался. Я сел в метро и поехал за машиной.

Колизей